Программа семинара включала 6 докладов представителей компаний, так или иначе готовых поспособствовать "открытию и успешному ведению" вашего бизнеса, а затем - небольшой стенд. Желающим также была предоставлена возможность задать интересующие вопросы и получить индивидуальную консультацию.
Итак, Лаппеенранта, помимо всего прочего, это "ворота на европейский и российский рынки", "главное место встречи России и ЕС", "главный интерфейс". Кроме того, город является экономическим и культурным центром региона, столицей европейской лесной промышленности (в этой области огромное значение имеет взаимодействие с Северо-Западом России, подчеркнул г-н Hultin) и находится на втором месте по числу иностранных туристов (около 680 тыс. российских туристов в этом году при собственном населении 72 тыс. человек). В общем, "наиболее русский город", ведь 3 тысячи горожан понимают русский как родной.
Кроме того, обещано "беспрепятственное урегулирование с представителями власти". "Очень просто начинать по сравнению с Россией", - сказал г-н Hultin. - "Существуют, кончено, свои правила, но это очень легкие процедуры". Плюс концепция "одного окна", призванная еще больше облегчить жизнь.
Эти многочисленные инструменты, предложения и достижения положены в основу грандиозных планов по разработке концепта международного "Российского промышленного парка".
Фирмы-клиенты - это средние и крупные компании из разных регионов (в основном ЕС), активно развивающие бизнес в России (химическая промышленность, оптовая и розничная торговля, инвестиции и т. д.). С нашей страной корпорация работает с 1992 года и имеет сеть филиалов в городах России. Объем оказываемых в России услуг гораздо больше, чем в Финляндии.
Г-н Tyyska достаточно подробно рассказал о ведении бизнеса в Финляндии. Итак, вы решили организовать свой бизнес в Финляндии. В этой чудесной стране существует свобода предпринимательства, но только для финских предпринимателей (владелец компании должен быть жителем Европейской экономической зоны). Российским бизнесменам необходимо получить разрешение на производство в Патентно-регистрационном управлении Финляндии. Многие виды деятельности требуют лицензии: производство, импортные и экспортные операции, перевозки, агентства недвижимости - далеко не полный перечень. Регистрация занимает несколько месяцев, кроме того, существуют определенные финансовые условия. И даже если вы покупаете компанию, вам, вероятно, не удастся избежать этой неприятной процедуры - лицензии автоматически не передаются. Правда, есть и чем подсластить пилюлю - для деятельности в виде представительства особого разрешения не требуется.
Чтобы организовать свой бизнес, необходимо получить разрешение на пребывание и работу. Для получения разрешения на постоянное пребывание необходимо постоянно находиться в Финляндии не менее 4 лет и не иметь криминала в прошлом. Поэтому наиболее распространенным является разрешение на длительное пребывание. Оно же наиболее подходит для предпринимателей, желающих основать здесь свой бизнес. Для целей индивидуального трудоустройства подойдет также разрешение на временное пребывание.
Заявление для получения разрешения на работу подается самим работником или работодателем в финское консульство. Если же вы уже находитесь на территории страны - тогда в полицию или в комитет по трудоустройству. Затем оно будет рассмотрено Центром занятости и экономического развития (TE-Centre). Обязательно будет проверена ситуация с рабочей силой на местном рынке, чтобы ваше вторжение отрицательно не сказалось на положении финских граждан. Поэтому соискатель должен максимально четко описать работу и требования к ней, чтобы доказать, что его навыки, опыт, образование максимально соответствуют требованиям, а также показать, чем именно он отличается от местных соискателей.
Для предпринимателя в этом случае важно предоставить властям доказательства, что бизнес будет прибыльным в долгосрочной перспективе. В качестве таких доказательств может выступать бизнес-план и анализ целесообразности. "Вы должны обеспечивать себя при помощи бизнеса, из-за которого просите о пребывании", - пояснил г-н Tyyska. После получения согласования в ТЕ-Centre основные формальности можно считать законченными.
Следующий вопрос - помещение. В Финляндии нет ограничений по покупке недвижимости иностранными гражданами. По статусу иностранцы приравнены к местному населению в этом вопросе. Важно помнить, что в частной собственности находится только земельный участок, а иное имущество считается привязанным к земле. Например, квартира в жилищном кооперативе не является объектом недвижимости в юридическом контексте.
Договор на покупку недвижимости должен быть оформлен письменно и подтвержден специальным публичным должностным лицом - государственным представителем. Также должен быть хотя бы один независимый свидетель, иначе сделка не будет иметь юридической силы. Все условия покупки должны быть включены в договор в письменном виде; ссылки на устные соглашения в судебных прениях и спорных ситуациях недействительны. Интересно, что при заключении договоров купли-продажи движимого имущества письменная форма не требуется, но "строго рекомендуется, особенно в вопросах ведения бизнеса". После покупки объект недвижимости регистрируется в реестре недвижимости.
Строительные работы и вообще внесение каких-либо изменений в существующие здания требует разрешения. Правила и принципы в отношении разрешений и лицензий очень строги, поэтому необходимо неотступно следовать стандартам и указанным в документации ограничениям.
Налог на землю варьируется в интервале 0,22-3 % (в будущем эта цифра повысится) в зависимости от назначения участка. Например, сельскохозяйственные земли и лес от налога освобождены вообще. Налог же на продажу составляет 28 % цены продажи за вычетом покупной стоимости и расходов. Налог на передачу собственности взимается по ставке 4 % и должен быть уплачен в течение 6 месяцев. Налог на передачу собственности на движимое имущество, такое как акции компании и другое, ему подобное, - 1,6 %, срок оплаты - 2 месяца.
Третий пункт - персонал. Трудовые отношения в Финляндии хорошо организованы, работники защищены, а суды "уважают права работников". Немалым весом обладают профсоюзы и коллективные договоры. А между работниками и топ-менеджерами существуют некие "особые отношения", "многие решения" принимаются на совместном уровне.
Трудовой договор можно заключать в устной форме, "но лучше в письменной, хотя бы основные положения". Как правило, он бессрочный, установленный срок действия - редкое исключение, требующее крайне важной причины, - например, наем под конкретный, ограниченный во времени проект.
Для расторжения договора требуются персональные основания, специфические серьезные причины и обстоятельства, после определенных согласовательных процедур, которые займут несколько недель или даже месяцев. Увольнение без серьезных оснований возможно лишь в течение испытательного срока, длящегося максимум 4 месяца. После - только по серьезной причине личного либо экономического свойства. Последние, впрочем, стали более типичными по причине кризиса. В отдельных сферах деятельности особые условия увольнения оговорены с профсоюзами.
Что касается выбора организационно-правовой формы, то наиболее гибкой и наиболее популярной является аналог ООО/АО - Oy.
Для учреждения требуются устав, учредительный договор (хартия) и протокол первого собрания, содержащий решение о назначении исполнительного органа (им может быть как генеральный директор, так и председатель совета директоров) и об открытии банковского счета. Устав может быть сжатым, что же касается учредительного договора, докладчик порекомендовал прописать в нем форму участия в деятельности компании, а также все, касающееся продажи акций.
Минимальный размер уставного капитала - Е2500, плюс Е330 - регистрационный сбор. Уставный капитал должен быть на 100 % оплачен до регистрации. Владельцы не несут ответственности за деятельность компании и рискуют только вложенным капиталом.
Для российских юридических лиц существуют свои особенности - хотя бы один из членов совета директоров должен быть резидентом Финляндии. Одна из главных проблем, заметил г-н Tyyska, заключается в том, что это должен быть не просто "человек с улицы", а действительно разбирающийся в делах фирмы. В принципе, возможен и вариант, когда в правление будет введен резидент какой-то другой страны ЕС, но тогда предприятие должно иметь просто представителя из Финляндии, пусть не члена совета директоров, но имеющего доверенность на представление интересов компании. Если совет директоров представлен единственным лицом, в таком случае финским резидентом должен быть его заместитель. Для того чтобы подпадать под определение "резидент", достаточно иметь вид на жительство и разрешение на работу на 1 год. Более того, после получения собственного постоянного вида на жительство можно сразу же все перевести на себя.
Также российское юридическое лицо может быть представлено в Финляндии филиалом. Филиал - это отдельно налогооблагаемое лицо, действующее от имени компании-владельца. Для этого российской компании нужно получить соответствующее разрешение. Также требуются решение о создании филиала, подтверждающего полномочия, выписка из торгового реестра, устав компании, определение представителя и доверенность на подписание документов.
Для частных профессий (врач, парикмахер и т. д.) приемлема форма частного предпринимателя. Такое лицо должно иметь разрешение и несет личную ответственность.
Можно купить уже существующий бизнес. Ключевой момент здесь - проверить, чтобы не оставалось обязательств от предыдущей деятельности, которые вы не хотите возлагать на себя. Следует поручить отчеты и гарантии продавца и привлечь экспертов по налогообложению и юриспруденции. В случае покупки готовой компании необходимо сменить там руководство. Требования "по резиденции" - те же.
Налогообложение в Финляндии основано на достоверном бухгалтерском учете. Поэтому правление и исполнительный директор обязаны его организовать, будь то собственная служба или аутсорсинг. Для компаний с годовым оборотом от Е200 тыс., балансовыми активами от Е100 тыс. или с работающими сотрудниками числом более трех за последние два года, обязателен и аудит. Подробнее о налогах в Финляндии было рассказано в следующем докладе.
По Конституции Финляндии право на налогообложение имеют государство, муниципалитеты и церковь. Сводного документа вроде Налогового кодекса не существует, налоговое законодательство представлено совокупностью отдельных законов. В эти законы могут ежегодно вноситься различные поправки, однако глобальные изменения происходят крайне редко. Кризис - как раз один из таких редких случаев.
Основополагающий принцип звучит так: "Все доходы облагаются налогом, если законом не установлено иное". На самом деле, пояснила г-жа Keranen, отвечая на вопрос из зала, понятие "необлагаемый налогом доход существует" - по факту, но не в законе.
Налоги классифицируются на прямые (из рассмотренных - подоходный налог) и косвенные (VAT).
Доходы делятся на личные (заработная плата, пособия и т. д.) и инвестиционные (дивиденды, доходы от сдачи в аренду, например). Подоходный налог взимается государством и муниципалитетами в соответствии с индивидуальным налоговым процентом, рассчитываемым каждый год на основе сведений о доходах прошлых лет, причем государственная часть формируется с учетом прогрессивной шкалы, а муниципальная - фиксированная. Налоговый период - календарный год.
Налоговая администрация высылает всем резидентам Финляндии (физическим лицам) декларации в апреле следующего года. Если налогоплательщик согласен с присланными данными, он дополняет декларацию, если нет - вносит коррективы и высылает обратно. Сроки подачи декларации юридическими лицами определяются Налоговой администрацией каждый год в начале января заново (на практике - это приблизительно одно и то же время). Они зависят от организационно-правовой формы налогоплательщика. Акционерные общества платят в течение 4 месяцев по окончании финансового года компании, не обязательно совпадающего с календарным. Для индивидуальных предпринимателей - обычно начало апреля-мая. В конце года производится перерасчет.
В течение года 23 числа каждого месяца выплачивается предварительный налог на прибыль, который определяется Налоговой администрацией на основании заявления предпринимателя, подаваемого в конце прошедшего года. В конце года происходит перерасчет на основании фактической прибыли. Здесь, отметила г-жа Keranen, очень важно "попасть в яблочко", иначе будут "больно бить" - при неправильном расчете выставляется процент на недоплаченный налог.
Налогооблагаемая база частного предпринимателя рассчитывается, как разница между совокупностью доходов от коммерческой деятельности предпринимателя и расходами на получение этих доходов. Из полученной цифры величина, соответствующая 20 % от чистой стоимости активов (по отдельному заявлению предпринимателя - 10 %), считается инвестиционным доходом и облагается налогом по ставке 28 %. Остальной доход номинируется как личный и облагается по индивидуальной ставке. Чистая стоимость активов определяется по балансу.
Акционерное общество само по себе является субъектом налогообложения; взимание налогов с него никак не влияет на налоговое положение акционеров. Налогом облагается весь доход АО по ставке 26 %. Вообще существует три способа распределения прибыли в АО: заработная плата работников, дивиденды и кредиты акционерам. Вопрос "налогооптимального" распределения г-жа Keranen посоветовала решать с экспертами по налогообложению.
Дивиденды по акциям не облагаются налогом на прибыль, если акции не котируются на бирже, сумма дивидендов составляет мене 9 % математической стоимости акций и одновременно менее Е90 тыс. Если хотя бы один из пунктов не выполняется, 70 % дивидендов считаются инвестиционным доходом (ставка - 28 %) и 30 % налогом не облагаются. Получателем дивидендов должно быть физическое лицо. Как будет происходить процесс налогообложения, если дивиденды получает резидент России, г-жа Keranjen ответить не смогла и предложила обратиться к международным договоренностям между Россией и Финляндией.
VAT в общих чертах аналогичен российскому НДС. Продавец является сборщиком, а покупатель - плательщиком косвенного налога. Все предприниматели должны зарегистрироваться в Налоговой администрации для перечисления налога; однако при объемах продаж менее Е8,5 тыс. регистрация не является обязательной.
Ставка VAT составляет 22 %. Однако есть и исключения из правила: так, продукты питания облагаются налогом по ставке 17 % (с 1 октября 2009 года - 12 %), лекарства, книги, пассажирские перевозки, мелкие ремонтные услуги и еще целый ряд "разношерстных" товаров и услуг - по ставке 8 %, а, например, здравоохранение не облагается вообще. А еще власти подготовили налогоплательщикам сюрприз: с 1 июля нового 2010 года базовая ставка VAT повышается до 23 %. Пониженные ставки также ждут изменения - до 13 % и 9 % соответственно.
Отчетный период - месяц. Декларация подается и перечисляется 15 числа месяца, следующего за отчетным.
В Финляндии также есть аналог ЕСН. Его величина сильно разнится в зависимости от размера фирмы и количества работников. В грубом приближении он составляет 30-50 % от заработной платы. А вот "упрощенки" в Финляндии не существует.
На вопрос, есть ли послабления для инновационного бизнеса (старт-апов) в виде льготного "свободного" периода, г-жа Keranen ответила: "Думаю, нет".
Более подробно с финским налоговым законодательством можно ознакомиться на сайте www.vera.fi.
Nordea - это ведущий банк Скандинавии, который может похвастаться 10 млн клиентов, четырьмя наградами от Euromoney и представительствами в Нью-Йорке, Шанхае, Сингапуре и других крупнейших центрах планеты. В России работает с 1994 года и известен, как "ОРГРЭС БАНК" (JSB ORGRESBANK), входит в ТОР-30 крупнейших банков нашей страны и имеет 5 звезд по кредитоспособности. "Уделяем внимание качеству", - улыбается г-н Knuutila.
Офис в Лаппеенранте обслуживает 2 тыс. активных корпоративных клиентов. Здесь можно найти команду корпоративных менеджеров, оказывающих комплексные услуги для крупных клиентов, и коллектив широкопрофильных специалистов для "мелких" консалтинговых услуг.
Стратегия банка основывается на персональных решениях. Характер услуг согласуется с размером компании-клиента. Для среднего и малого бизнеса предлагаются несложные решения, банковские услуги и услуги по страхованию. Более крупные компании могут рассчитывать на статус "предпочитаемого предприятия", предполагающий широкий спектр финансовых услуг и услуг по управлению, а также личное контактное лицо.
Для открытия счета необходимы "знания" о компании. Есть несколько форм, которые надо заполнить: общие сведения о компании, о совете директоров, об обслуживающей бухгалтерской компании и других банковских связях, о партнерах и так далее. "Банк должен понять род деятельности компании", - пояснил такую дотошность г-н Knuutila. Также требуется выписка из Торгового реестра, как подтверждение того, что компания зарегистрирована должным образом. Ну и на закуску - бюджет фирмы, финансовые отчеты, бизнес-план для начинающей компании. Не забудьте и решение совета директоров об открытии счета и сотрудничестве с банком.
Существует несколько типов услуг по открытию счета. Как правило, открывают обычный корпоративный счет. Nordea также предлагает Интернет-банкинг. Преимущества электронного банка г-н Knuutila постарался широко разрекламировать. Помимо стандартного набора электронных платежей, кредитов и инвестиционных услуг он пообещал установление электронного документооборота с официальными органами Финляндии.
Банковское финансирование разнится в зависимости от того, идет ли речь о финансировании инвестиций или оборотных средств.
Инвестиции финансируются с помощью таких инструментов, как банковский кредит и фиксированные долгосрочные инвестиции с лизингом или с правом последующего выкупа. В последнем случае залог не требуется, в качестве залога выступает само оборудование.
Чтобы предоставить вам финансирование, "банк должен знать потенциал бизнеса, перспективы отрасли, возможности выплаты кредита" - прошлые результаты деятельности и план бизнеса. Затем оцениваются риски и принимается решение.
Оценке также подлежат гарантийные обязательства и имущество, которое может быть использовано для выплаты банковского кредита. Наличие залога - обязательное условие для получения банковского кредита. Залогом могут послужить не только земля и основные средства, но и ценное оборудование и даже товарные запасы компании. Правда, по информации Konsu, они оцениваются где-то на 50 % ниже их реальной стоимости. В зависимости от типа залога может быть необходимо личное поручительство.
Также при получении кредита могут использоваться гарантии, например, партнеров или специальных компаний вроде Finnvera, хотя данный вид обеспечения менее распространен, чем закладная.
Важный элемент работы банка - страхование. Кстати, для только что зарегистрированных компаний, которые ранее работали только в России, как раз оно и требуется. Обязательное страхование необходимо для всех компаний, действующих в РФ. Это пенсионное страхование предпринимателя (YEL) и других работников (TYEL) - по труду и от несчастных случаев. Возможно также и добровольное страхование: имущества, от прекращения бизнеса, жизни, включая не только оплату медицинских услуг, но и возмещение упущенной выгоды, и другие.
Начать дела с банком Nordea можно с договоренности о встрече в одном из отделений банка.
Пятым выступил СЕО компании Technopolis Ventures Reko Juntto. Частный концерн Technopolis выступает как посредник, позволяющий "добраться" до инвесторов, клиентов, партнеров, собирая сведения о высокотехнологичных компаниях. В первую очередь их интересуют наукоемкие компании, но главное - потенциал роста. По этой причине среди клиентов Technopolis растет число компаний, действующих в сфере услуг. Г-н Juntto кратко охарактеризовал суть работы: "Мы не инвестируем свои средства, мы выводим идею компании на потенциального инвестора".
Недавно они открыли on-line-портал. "Это площадка для того, чтобы заявить о себе", - прокомментировал г-н Juntto. Правда, в списках на сайте нет российских компаний. Зато они (любопытный факт!) есть по линии Tekes.
Доклад г-на Juntto был посвящен процессу поиска инвесторов и представлению бизнес-идеи; он предложил ответы на вопросы "Что ожидают инвесторы?", "Какую тактику следует применять?", "Какую информацию следует предоставлять?", "Какие наиболее часто совершаемые ошибки?".
Начнем по порядку. Инвесторы хотят видеть хорошую команду, способную реально осуществить задуманный проект, и проект, решающий реальную проблему, с приемлемыми рисками, широкими рынками сбыта, возможностью быть запатентованным и прочими приятными бонусами. Основные вопросы, интересующие финансирующие организации:
Тактика общения с потенциальными инвесторами сводится к презентации краткого бизнес-плана (не более 12 слайдов и 15 минут). Бизнес-идея должна быть четко обоснована, рассказано, каким образом будут делаться деньги. Стандартное меню: продукт, рынок, финансирование, план реализации. Максимально четкое изложение. Понятный язык. Концентрация на фактах и доказательствах. Плюс вдохновляющая речь на 1 минуту, чтобы "достучаться" до инвесторов, вызвать интерес. "Ваша задача - не просить деньги, а уметь продать свою идею", - кратко охарактеризовал г-н Juntto.
Следует предоставить информацию об основной цели инвестирования, описать ваши основные преимущества, будь то новая технология или ценный партнер. Затем следует уделить внимание экономическим показателям, технологической платформе и партнерам. Четко опишите рынок: продукт, ниша, потенциал. Аргументы должны быть доказательными и достоверными. Покажите свои перспективы: договоры, разработки, научные исследования, все, что может спровоцировать интерес инвестора.
Наиболее распространенные в этой части ошибки: неспособность объяснить решаемую задачу, непопадание в лимит времени, невозможность доказать, что права собственности будут защищены, нечеткая идентификация целевого рынка или клиентов. Особенно же г-н Juntto предостерегал против нереалистичной оценки проекта и конфликта интересов в команде. Здесь не поспоришь: и вправду, не все стоит демонстрировать инвестору.
Finnvera - компания-поручитель. Главная ее миссия - предоставление гарантии, когда залога недостаточно. Они называют это "участием в диалоге между банками и предприятиями". Предоставляют кредиты, гарантии, кредиты экспортной гарантии, венчурное инвестирование и иные продукты этого класса. Гранты не предоставляют. Владелец - государство, компания находится в подчинении отделения Управления предприятиями при Министерстве труда и экономики. По структуре компания аналогична банку.
Основной фокус - на страт-апах. "Каждый год с нашей помощью стартуют 3700 компаний", - рассказала г-жа Makela-Kandelin. - "80 % компаний продолжают деятельность и через 5 лет после создания. Это больше среднего показателя по Финляндии". Также компания активно содействует экспорту при открытии клиентами представительств в других странах - это и есть основная роль на рынке. Повод для гордости действительно есть: к настоящему моменту Finnvera выдала Е2,6 млрд кредитов и внутренних гарантий и Е10 млрд - кредитов экспортной гарантии, кредитов на экспорт и специальных кредитов. В арсенале компании 28 тыс. клиентов - 10 % компаний в регионе, от микрофирм (большинство) до крупных предприятий. Своей целевой группой Finnvera называет предприятия малого и среднего бизнеса. Интересно, что "средним" бизнесом в Финляндии считается фирма до 250 человек.
Компания занимается внутренним и экспортным финансированием, причем как на уровне микрофинансирования (кредиты до Е35 тыс.), так и более масштабным региональным финансированием.
Внутреннее финансирование заключается в предоставлении рисковых кредитов, гарантии кредитов и посредничестве при получении субсидий. В фокус попадают исключительно финские компании.
Экспортное финансирование выражается в предоставлении обеспечения экспорта и покрытии кредитных рисков экспортных операций. Также они сотрудничают с международными агентствами по кредитованию экспорта.
Связываются с Finnvera, как правило, через банк - в случаях недостаточности залога или слишком высокого процента. Компания дает дополнительное обеспечение. Может она принять и более крупные риски и выдать кредит на более длительный срок, но это редкий случай. Ставки процента в Finnvera в среднем ниже, чем в банках. Подать заявку можно и через официальный сайт www.finnvera.fi.
Компания оценивает любые поданные заявки и выносит решение. После чего можно быть встреча для детального обсуждения.
Решения по гарантиям принимаются на основе оценки предприятия (корпоративный анализ). Оценивается приемлемость для финансирования, оцениваются риски. "У нас одна из передовых в Европе систем управления рисками!", - поделилась радостью г-жа Makela-Kandelin. Повод для гордости есть - убытки по кредитам и гарантиям составляют менее 2 % от непогашенных обязательств. Правда, в этом году цифра будет несколько больше - сказывается "негативный внешний климат", говоря по-русски, - кризис.
- "управление" (владельцы компании-заявителя, структура, ключевые лица);
- "бизнес-сфера" (сектор рынка, продукты, клиенты, конкурентоспособность, среда оперирования);
- "экономика и финансы" (рентабельность, достаточность финансирования - хватает ли прибыли компании на покрытие расходов, структура финансирования).
Требования к предоставляемой информации стары, как мир: четко описанная бизнес-идея, продукты, рынки, клиенты, конкуренты, финансовый план и бизнес-план.
При вынесении положительного вердикта Finnvera финансирует 20-40 % от инвестиций клиента, полагая свою роль второстепенной после банков. Для микрофирм эта цифра вырастает до 50-70 %. Сроки кредитования варьируются от 1 месяца до 15 лет, в среднем же это 5 лет для кредита и 4 года - для гарантии. При финансировании покупки объекта недвижимости Finnvera требует эту недвижимость в качестве залога. Ставка - шестимесячная Euribor плюс маржа в зависимости от риска. Возможна и фиксированная ставка. Например, при финансировании микрофирм. От них не требуют ни гарантий, ни залога, только прибыльность.
Теперь подробнее о старт-апах. Заявки начинающих фирм оцениваются на основании анализа задач, планов по развитию, рынка. Особенно учитывается местная конкуренция. Все это должно быть прописано в бизнес-плане. "Если все это сделано на хорошем уровне, можно принимать решение довольно быстро", - заявила г-жа Makela-Kandelin.
Далее оценивается необходимость финансирования, определяется, какую часть может дать сама Finnvera. Обычно это порядка 20 % требующихся средств. Компания-получатель обязательно должна быть рентабельной.
Один из продуктов Finnvera - кредит под инвестиции и оборотный капитал - покрывает 20-40 % расходов. Финансируются все сферы бизнеса, кроме сельского хозяйства, лесной промышленности и девелоперского бизнеса. Ставка привязывается к прибыльности, риску. В принципе, могут быть выделены субсидии на выплату процентов. Определяющие факторы - объем финансирования и конкурентной ситуации на рынке. Finnvera старается направлять поддержку в наиболее рентабельные предприятия.
Другой продукт - гарантии. "Мы компенсируем убытки кредиторов", - говорит г-жа Makela-Kandelin. Сумма гарантии может покрывать до 75 % основного капитала, процентов и пеней.
Последний инструмент не может быть использован для поддержки просто оборотных средств. Стоимость непосредственно кредитов и гарантий не раскрывалась.
"Мы ориентируемся не на прибыль, а на создание новых рабочих мест", - с гордостью заявила г-жа Makela-Kandelin. - "Ведь наш владелец - государство".
Прощальное слово дали г-же Kirsti Raytio, представителю организатора. Она выступила с благодарностями и пожеланиями. Затем гостей семинара проводили на стенд. В небольшом зале собрались представители 22 финских организаций. Среди них присутствовали как компании, чья помощь может так или иначе понадобиться в продвижении вашего бизнеса в Финляндии (компании-докладчики, Финско-российская Торговая палата, адвокатское бюро Lindbland), так и фирмы, ищущие партнеров в России для сбыта продукции - от финских кухонь и рам до элитной недвижимости. Более подробно с перечнем участников можно ознакомиться в материалах сайта www.lsyp.fi.
Желающие могли подробно обсудить свои вопросы с представителями выставленных организаций, ознакомиться с раздаточными материалами, может быть, наладить контакты. Впрочем, к концу семинара энтузиазм гостей иссяк, и большого успеха выставка не получила. Наибольшим вниманием пользовались стенды компаний-докладчиков - Konsu, KPMG и Technopolis. Видимо потому, что эти организации действительно интересны для тех, кто задумывается о создании бизнеса в Финляндии всерьез.
Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл 77-4461 от 2 апреля 2001 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.
Телефон редакции (812) 718-6666, 718-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул.Заставская, д.23, БЦ "Авиатор", 3-й этаж, офис 307
e-mail: editor@ci.ru
Для пресс-релизов и новостей news@ci.ru