Изменения в законодательстве, оказывающие влияние на деятельность предприятий HoReCa
Как известно, отрасль HoReCa не имеет в России какого-либо специального отраслевого законодательного регулирования «для себя». Отдельные нормы, оказывающие влияние на деятельность в отрасли, содержатся в самых различных нормативных актах. Поэтому для юристов нередко оказывается затруднительным отслеживать все изменения в законодательстве, оказывающие влияние на деятельность предприятий HoReCa.
Далее мы предпринимаем попытку осветить лишь некоторые – на наш взгляд наиболее существенные – из таких изменений.
Пожарная безопасность
Прежде всего, необходимо остановиться на вступивших в силу с 1 сентября 2012 г. отдельных положениях Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме». Как известно, данные Правила начали действовать в мае этого года, заменив собой ранее действовавший нормативный документ МЧС; однако срок начала применения для отдельных положений Правил был отложен до 1 сентября 2012 г. Это касается, в частности:
- установления специальных мест для курения табака с обозначением таких мест опознавательными знаками «Место для курения»; кроме того на ряде объектов – как, например, помещения складов, объекты торговли – необходимо в обязательном порядке обеспечить размещение знаков «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено» (ответственность за выполнение данной обязанности возлагается на руководителя предприятия – п. 14 Правил);
- наличия на объектах с ночным пребыванием людей инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения (ответственность за выполнение данной обязанности возлагается на руководителя предприятия – п. 9 Правил);
- обязательного требования к транспарантам и баннерам, которые могут быть размещены на фасаде, - их изготовление допускается только из негорючих или трудногорючих материалов (п. 372 Правил).
Кроме того, следует напомнить, что в гостиницах и отелях гости в обязательном порядке должны быть ознакомлены (оставить подпись) с правилами пожарной безопасности (ответственность за выполнение данной обязанности возлагается, опять же, на руководителя предприятия – п. 89 Правил).
После серии несчастных случаев в прошлый зимний сезон, большое внимание в Правилах уделено правилам техники безопасности при обращении с газовыми баллонами – в частности, при использовании газового оборудования для целей отопления помещений и веранд ресторанов, кафе, баров. Так, например, Правила требуют, чтобы у входа в здания и помещения, в которых применяются газовые баллоны, размещается предупреждающий знак пожарной безопасности с надписью «Огнеопасно. Баллоны с газом».
Розничная реализация алкогольной продукции
В сентябре нынешнего года вступили в силу некоторые изменения в Правила оказания услуг общественного питания (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1036).
Так, прежде всего, получило нормативное определение понятие «порция». В связи с этим закреплена обязанность указывать в меню (или винной карте) предлагаемую продукцию порционно – с указанием объема или веса готовой продукции, составляющей одну порцию, и цены за одну порцию.
Далее, нововведения касаются порционного отпуска алкогольной продукции – если отпуск производится порциями, а не в потребительской таре, то новая формулировка Правил может быть трактована контролирующими органами как установление ограничения на максимальный объем одной порции алкогольной продукции 1 литр. Подобное ограничение затрагивает, прежде всего, розничную реализацию пива, сидра и иных подобных напитков – определенное распространение получила практика, когда посетителям предлагается взять за определенную цену достаточно большую порцию пива «на компанию» (будь то пятилитровый бочонок, трехлитровая колба, и др.). Поскольку соответствующая норма только вступила в силу, мы с интересом отслеживаем начало практики ее применения.
В развитие темы розничной реализации алкогольной продукции также необходимо упомянуть ряд изменений, внесенных в Правила продажи отдельных видов товаров (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55). Та часть изменений, которая вступила в силу с сентября этого года, устанавливает новую обязанность для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции – а именно, до подачи алкогольной продукции в торговый зал теперь в обязательном порядке необходимо проверять подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок, нанесенных на тару с алкогольной продукцией. Проверка осуществляется визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.
Другая часть изменений вступает в силу с 1 января 2013 г. и касается установления новых специальных требований к продаже алкогольной продукции. Так, в частности, на ряде объектов розничная реализация алкогольной продукции крепостью свыше 15% вообще будет запрещена (например, на вокзалах, в аэропортах; в организациях, не имеющих достаточных складских площадей). А при реализации алкогольной продукции в прейскурантах необходимо будет указывать – возвращаясь к разговору о порциях – не только цену за весь объем в потребительской таре (порцию), но и цену за 0,1 или 0,05 литра (применительно к вину в розлив необходимо указать две цифры – цену за 1 литр и за 0,1 литра).
Реклама алкогольной продукции
C 23 июля 2012 г., в связи со вступлением в силу поправок к ФЗ «О рекламе» и ФЗ от 20 июля 2012 г. № 119-ФЗ, серьезные изменения также затронули рынок рекламы алкогольной продукции.
Так, реклама алкогольной продукции с содержанием спирта более 5% разрешается теперь только в печатных изданиях (но только до 31 декабря 2012 г.) и стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, включая дегустационные залы таких торговых объектов. В данных торговых объектах будет также разрешено проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции.
Помимо этого, к содержанию самой рекламы алкогольной продукции вводятся дополнительные требования: 1) в рекламе не должна содержаться информация о наличии в алкогольной продукции БАДов и витаминов; 2) в дополнение к запрету на использование образов несовершеннолетних, запрещено также будет использование образов людей и животных (сейчас такое ограничение распространяется на рекламу пива и напитков, изготовляемых на основе пива).