История
Как правило, люстрация применяется пришедшими к власти революционными режимами по отношению к их политическим противникам (состоявшим в дореволюционных политических партиях, работавших в полиции и спецслужбах свергнутой власти и т. п.). Люстрация также может использоваться правящим режимом по отношению к лицам, угрожающим его существованию (например, членам радикальных партий).
Практика люстрации применяется уже давно. Типичным образцом люстрации были советские «чистки» 1920—1930-х годов и ограничения прав «бывших». Люстрация имела место в ходе денацификации Германии после 1945 года, демилитаризации Японии того же периода; следует также упомянуть «запреты на профессию» в ФРГ и маккартизм в США.
В наши дни о люстрации говорят применительно к законодательной практике, характерной для посткоммунистических стран Восточной Европы с конца 1980-х — начала 1990-х годов.
Правовое основание люстраций
С точки зрения права, люстрационные законы представляют собой сложный юридический казус, так как
они имеют обратную силу, то есть признают возможность осуждения за преступления, которые были совершены до принятия этих законов;
они признают возможность осуждения за действия, не считающиеся преступными сами по себе (например, работу в спецслужбах, журналистику и т. п.);
они имеют сходство с методами, практикуемыми тоталитарными (в том числе коммунистическими) режимами по отношению к своим политическим противникам.
Сторонники люстрации обычно обосновывают её необходимость:
преступностью и незаконностью коммунистических государств как таковых (из чего следует, что всякое добровольное сотрудничество с коммунистическими государственными органами есть преступление);
прагматической необходимостью «защищать завоевания молодой демократии» (строительство которой может быть сорвано усилиями «бывших»);
историческим прецедентом — а именно, благотворным влиянием, которые оказали на общество аналогичные послевоенные процессы денацификации в Германии и демилитаризации в Японии.
Противники люстрации (декоммунизации) указывают на:
сходство этого процесса с пресловутыми запретами на профессии, применявшимися в той же Германии в 1970-е годы против активистов левых партий, а также с «охотой на ведьм» в США в 1950-е годы;
тот факт, что переход от тоталитарных режимов к демократии отнюдь не всегда сопровождался процессом люстрации — в качестве примера приводятся постпиночетовская Чили, постфранкистская Испания и Греция после свержения режима «чёрных полковников».
____________________
Я это к чему - без правовой подоплёки это обычный политический лай .
14.04.2013, 13:47
Нравится (0) История
Как правило, люстрация применяется пришедшими к власти революционными режимами по отношению к их политическим противникам (состоявшим в дореволюционных политических партиях, работавших в полиции и спецслужбах свергнутой власти и т. п.). Люстрация также может использоваться правящим режимом по отношению к лицам, угрожающим его существованию (например, членам радикальных партий).
Практика люстрации применяется уже давно. Типичным образцом люстрации были советские «чистки» 1920—1930-х годов и ограничения прав «бывших». Люстрация имела место в ходе денацификации Германии после 1945 года, демилитаризации Японии того же периода; следует также упомянуть «запреты на профессию» в ФРГ и маккартизм в США.
В наши дни о люстрации говорят применительно к законодательной практике, характерной для посткоммунистических стран Восточной Европы с конца 1980-х — начала 1990-х годов.
Правовое основание люстраций
С точки зрения права, люстрационные законы представляют собой сложный юридический казус, так как
они имеют обратную силу, то есть признают возможность осуждения за преступления, которые были совершены до принятия этих законов;
они признают возможность осуждения за действия, не считающиеся преступными сами по себе (например, работу в спецслужбах, журналистику и т. п.);
они имеют сходство с методами, практикуемыми тоталитарными (в том числе коммунистическими) режимами по отношению к своим политическим противникам.
Сторонники люстрации обычно обосновывают её необходимость:
преступностью и незаконностью коммунистических государств как таковых (из чего следует, что всякое добровольное сотрудничество с коммунистическими государственными органами есть преступление);
прагматической необходимостью «защищать завоевания молодой демократии» (строительство которой может быть сорвано усилиями «бывших»);
историческим прецедентом — а именно, благотворным влиянием, которые оказали на общество аналогичные послевоенные процессы денацификации в Германии и демилитаризации в Японии.
Противники люстрации (декоммунизации) указывают на:
сходство этого процесса с пресловутыми запретами на профессии, применявшимися в той же Германии в 1970-е годы против активистов левых партий, а также с «охотой на ведьм» в США в 1950-е годы;
тот факт, что переход от тоталитарных режимов к демократии отнюдь не всегда сопровождался процессом люстрации — в качестве примера приводятся постпиночетовская Чили, постфранкистская Испания и Греция после свержения режима «чёрных полковников».
____________________
Я это к чему - без правовой подоплёки это обычный политический лай . 14.04.2013, 13:47
Нравится (0)