Город Кутна Гора, расположенный в 60 километрах к востоку от Праги, в
самой середине области, ранее называемой Богемией, издавна считался
одним из самых преуспевающих поселений в Центральной Европе. И всё
из-за серебра, щедро рассыпанного не только глубоко под землей, но и
почти что на поверхности. И сегодня город с населением чуть более 21
тысячи человек предлагает вниманию любопытным все свои красоты. Мы не
могли отказать себе в удовольствии полюбоваться самой красивой из
тамошних красот – собором святой Варвары.
Название города происходит от чешского слова «kutn». Сиречь, добыча. В
данном случае серебра. Некоторые источники указывают на то, что уже в Х
веке серебро нередко появлялось в этих местах прямо на поверхности, и
в
соседнем местечке Седлец уже тогда чеканили серебряные динары. Город
Кутна Гора был основан в первой половине XIII века, к концу того же
столетия здесь добывали третью часть всего европейского серебра.
Около 1300-го года Вацлав II издал так называемый горный закон, согласно
которому, в городе начали чеканить монеты единого образца для
королевского двора.
Шахтеры из Кутной Горы
Богатство кутногорских рудников принесло
изобилие и королевской казне. Благодаря этому, Люксембурги на
протяжении всего XIV столетия могли размахнуться на грандиозное
строительство: собор святого Вита, Карлов мост и Карлов университет в
Праге, собор святой Варвары, к которому мы сейчас идем. Понятно, что и
Карл IV, и Вацлав IV «положили на город глаз» и всячески приветствовали
стремление местных жителей обогатить свое поселение.
Храм Вознесения Девы Марии (Фото: www.czechtourism.com)
В 1550 году здесь перестали чеканить пражские гроши. Причина скрывалась
не только в том, что в XVI веке богатство кутногорских рудников
постепенно иссякало. Серебро привозилось в больших количествах из
Южной Америки, его цена было существенно ниже, и добыча в Кутной Горе
стала попросту нерентабельной. Но город к тому времени успели
отстроить и облагородить. В 1995 году исторический центр города вкупе с
собором святой Варвары и храмом Вознесения Девы Марии был включен в
список мирового наследия ЮНЕСКО. Собор святой Варвары считается
вторым по значимости после собора святого Вита в Праге храмом в Чехии.
И по величине он тоже второй, уступая столичному всего-то чуть-чуть.
Кроме него, есть здесь и прекрасный барочный костел святого Якова, и
Горный музей, и достопримечательности иного плана – табачная фабрика
компании Philip Morris, производящая «Мальборо» для всей страны, и Костница,
где из костей 30-40 тысяч человек построены пирамиды и сделаны гербы и
даже люстра. Но туда мы отправимся, может быть, в другой раз. Нашим
гидом
сегодня будет Гана Прытульчикова.
Исторический центр города Кутна Гора (Фото: www.czechtourism.com)
Вот эти три шпиля, высоко вознесшиеся к небу, – это и есть собор святой
Варвары. К сожалению, одна из них сейчас одета в строительные леса –
реставрация еще не закончена. Службы в храме проходят в воскресенье
утром, в остальное светлое время суток он открыт для туристов и
любопытствующих. Красота, расположившаяся вправо от собора, - это
бывшая иезуитская коллегия. Сейчас она принадлежит государству и, так
же, как в части собора святой Варвары, и здесь неспешным ходом идет
реставрация. После ремонта там планируется открыть выставочные залы,
куда перенесет часть своей богатой коллекции Национальная галерея.
Когда реконструкция закончится, не знает никто. Смотрим с холма вниз и
видим совсем небольшой, тонюсенький ручей Врхлице, вот как раз на нем
город-то и был основан.
Собор святой Варвары (Фото: www.czechtourism.com)
Кутногорцы со своего рода завистью смотрели на пражский Карлов мост. В
те времена, когда Кутна Гора была очень богата, жители задумались о
строительстве аналога Карлова моста у себя под боком. Так и возникла
улица, ведущая к собору святой Варвары, с рядом барочных скульптур. С
одной стороны – здание иезуитской коллегии, с другой – барокко XVIII
века, галерея скульптур из песчаника. Самая дальняя от храма, но первая
на нашем пути – мученик Ян Непомуцкий. А вот святая Анна, мать Девы
Марии с совсем еще юной Богородицей. Учитывая то, что статуи сделаны из
песчаника, время и ветер неплохо над ними поработали, изменив лица до
неузнаваемости. Да и атрибуты святых стерлись настолько, что сложно
определить, где, скажем, перо, а где – оливковая ветвь.
Свод собора (Фото: www.czechtourism.com)
Мимо проезжает карета, груженая, похоже, японскими туристами. На
головах лошадей забавные вязаные накидки, нечто по типу макраме.
Обходим собор, дабы зайти с главного входа. Долгое время посетителей
запускали с торца, но сейчас, когда реконструкция переместилась с
главной башни на боковую, главный вход стал доступным и для смертных.
Строительство собора святой Варвары, внутри которого мы сейчас
находимся, началось в 1388 году. Автором первого проекта – на это
указывают некоторые источники – был Ян Парлерж, сын более известного
Петра Парлержа, возглавлявшего строительство собора святого Вита в
Праге. Храм изначально проектировался как кафедральный, с галереей
вокруг пресвитерия. Планировалось три нефа, но в результате
получилось
пять. Возможно, было бы еще больше, если б не гуситские войны, в 1420 году
прервавшие строительство. Только несколько десятилетий спустя, в 1499
году, еще один известный мастер, Матей Рейсек, построивший в Праге
Пороховую башню, возвел сетчатый свод над пресвитерием. Ныне его
высота – 33 метра, снизу – завораживающий вид. Размеры собора на
сегодняшний день – 70 метров в длину и 40 метров в ширину.
Витражи в соборе святой Варвары
В первой половине XVI века, с 1512 по 1532 год, строительством собора
руководил Бенедикт Рейт, создавший позднеготическую систему
«лепестковых» сводов, тот самый, который спроектировал Владиславский
зал в Пражском граде. В XVII-XVIII веках Кутна Гора, к тому времени еще
готическая, начала приобретать барочные очертания, и новые веяния не
могли пройти мимо доминанты города. Орган – это уже барокко, первая
половина XVIII века, но «начинка» совсем новая. Состоит он из почти
четырех тысяч труб и насчитывает 45 регистров. Кроме главного алтаря,
обращают на себя внимание и алтари, расположенные по бокам, с конца
XVII-начала XVIII века. В одном из них мы видим готическую Мадонну, 1380-го
года «рождения» - самое древнее творение рук человеческих в соборе.
Собор святой Варвары (Фото: www.czechtourism.com)
А вот и святая Варвара – покровительница горняков – с книгой в руках.
Скульптура шахтера, которая находится на приличном расстоянии от
святой Варвары, была сделана в 1700-м году. Горняк изображен в белом
одеянии. Почему в белом? Всё просто: когда шахтеры спускались в забой,
только белый цвет позволял им хоть немного, но различать друг друга
при
тогдашнем ничтожном освещении. На поясе горняка – кожаный фартук.
Кожа
неплохо скользит, и шахтеры пользовались этим, спускаясь на фартуках,
словно дети с ледяной горки. Работали тогда много: шесть дней в неделю
по 14 часов в день. В XVI веке кутногорские горняки спускались на глубину
500 метров – глубже всех в мире.
Очень интересные здесь витражи. Равно как и в соборе святого Вита в
Праге, и создание местных витражей финансировалось купцами и позже –
страховыми компаниями. На некоторых до сих пор остались названия и
логотипы – своего рода реклама того времени. На большинстве витражей
– фрагменты из жизни Иисуса Христа.
Кутна Гора (Фото: www.czechtourism.com)
Свод над алтарем украшен множеством гербов, некогда принадлежавших
городским ремесленникам, промышленникам и знати. Легко угадывается
силезская орлица, да и чешский двухвостый лев присутствует почти
повсеместно.
В центре алтаря над дароносицей красуется скульптурная композиция
–«Тайная вечеря», по сторонам – по четыре скульптуры святых, справа –
святая Варвара, слева – Дева Мария с младенцем Иисусом на руках. В
храме хорошо сохранилась и позднеготическая живопись XV века.
Неподалеку от алтаря – богатая коллекция фресок времен Вацлава IV.
Прямо у входа, там, где сейчас находятся билетные кассы, в средние века
находилось место, на котором во время мессы сидел палач. Несмотря на
то,
что он выполнял волю судей и правителей, меж людей в храме ему
находиться не полагалось.
Деревянные скамьи с богатой резьбой датируются самым концом XVII века.
На примере собора святой Варвары можно легко убедиться, как, с
позволения сказать, экспонаты, взятые не только из разных мест, но и
разных эпох, могут хорошо гармонировать и друг с другом, и с самим
собором.