Мини-чат

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 0

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Март 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Главная » 2013 » Март » 4 » Радио прага
12:33
 

Радио прага

Город Кутна Гора, расположенный в 60 километрах к востоку от Праги, в самой середине области, ранее называемой Богемией, издавна считался одним из самых преуспевающих поселений в Центральной Европе. И всё из-за серебра, щедро рассыпанного не только глубоко под землей, но и почти что на поверхности. И сегодня город с населением чуть более 21 тысячи человек предлагает вниманию любопытным все свои красоты. Мы не могли отказать себе в удовольствии полюбоваться самой красивой из тамошних красот – собором святой Варвары.

Название города происходит от чешского слова «kutn». Сиречь, добыча. В данном случае серебра. Некоторые источники указывают на то, что уже в Х веке серебро нередко появлялось в этих местах прямо на поверхности, и в соседнем местечке Седлец уже тогда чеканили серебряные динары. Город Кутна Гора был основан в первой половине XIII века, к концу того же столетия здесь добывали третью часть всего европейского серебра. Около 1300-го года Вацлав II издал так называемый горный закон, согласно которому, в городе начали чеканить монеты единого образца для королевского двора.

Шахтеры из Кутной ГорыШахтеры из Кутной Горы Богатство кутногорских рудников принесло изобилие и королевской казне. Благодаря этому, Люксембурги на протяжении всего XIV столетия могли размахнуться на грандиозное строительство: собор святого Вита, Карлов мост и Карлов университет в Праге, собор святой Варвары, к которому мы сейчас идем. Понятно, что и Карл IV, и Вацлав IV «положили на город глаз» и всячески приветствовали стремление местных жителей обогатить свое поселение.

Храм Вознесения Девы Марии (Фото: www.czechtourism.com)Храм Вознесения Девы Марии (Фото: www.czechtourism.com) В 1550 году здесь перестали чеканить пражские гроши. Причина скрывалась не только в том, что в XVI веке богатство кутногорских рудников постепенно иссякало. Серебро привозилось в больших количествах из Южной Америки, его цена было существенно ниже, и добыча в Кутной Горе стала попросту нерентабельной. Но город к тому времени успели отстроить и облагородить. В 1995 году исторический центр города вкупе с собором святой Варвары и храмом Вознесения Девы Марии был включен в список мирового наследия ЮНЕСКО. Собор святой Варвары считается вторым по значимости после собора святого Вита в Праге храмом в Чехии. И по величине он тоже второй, уступая столичному всего-то чуть-чуть. Кроме него, есть здесь и прекрасный барочный костел святого Якова, и Горный музей, и достопримечательности иного плана – табачная фабрика компании Philip Morris, производящая «Мальборо» для всей страны, и Костница, где из костей 30-40 тысяч человек построены пирамиды и сделаны гербы и даже люстра. Но туда мы отправимся, может быть, в другой раз. Нашим гидом сегодня будет Гана Прытульчикова.

Исторический центр города Кутна Гора (Фото: www.czechtourism.com)Исторический центр города Кутна Гора (Фото: www.czechtourism.com) Вот эти три шпиля, высоко вознесшиеся к небу, – это и есть собор святой Варвары. К сожалению, одна из них сейчас одета в строительные леса – реставрация еще не закончена. Службы в храме проходят в воскресенье утром, в остальное светлое время суток он открыт для туристов и любопытствующих. Красота, расположившаяся вправо от собора, - это бывшая иезуитская коллегия. Сейчас она принадлежит государству и, так же, как в части собора святой Варвары, и здесь неспешным ходом идет реставрация. После ремонта там планируется открыть выставочные залы, куда перенесет часть своей богатой коллекции Национальная галерея. Когда реконструкция закончится, не знает никто. Смотрим с холма вниз и видим совсем небольшой, тонюсенький ручей Врхлице, вот как раз на нем город-то и был основан.

Собор святой Варвары (Фото: www.czechtourism.com)Собор святой Варвары (Фото: www.czechtourism.com) Кутногорцы со своего рода завистью смотрели на пражский Карлов мост. В те времена, когда Кутна Гора была очень богата, жители задумались о строительстве аналога Карлова моста у себя под боком. Так и возникла улица, ведущая к собору святой Варвары, с рядом барочных скульптур. С одной стороны – здание иезуитской коллегии, с другой – барокко XVIII века, галерея скульптур из песчаника. Самая дальняя от храма, но первая на нашем пути – мученик Ян Непомуцкий. А вот святая Анна, мать Девы Марии с совсем еще юной Богородицей. Учитывая то, что статуи сделаны из песчаника, время и ветер неплохо над ними поработали, изменив лица до неузнаваемости. Да и атрибуты святых стерлись настолько, что сложно определить, где, скажем, перо, а где – оливковая ветвь.

Свод собора (Фото: www.czechtourism.com)Свод собора (Фото: www.czechtourism.com) Мимо проезжает карета, груженая, похоже, японскими туристами. На головах лошадей забавные вязаные накидки, нечто по типу макраме. Обходим собор, дабы зайти с главного входа. Долгое время посетителей запускали с торца, но сейчас, когда реконструкция переместилась с главной башни на боковую, главный вход стал доступным и для смертных.

Строительство собора святой Варвары, внутри которого мы сейчас находимся, началось в 1388 году. Автором первого проекта – на это указывают некоторые источники – был Ян Парлерж, сын более известного Петра Парлержа, возглавлявшего строительство собора святого Вита в Праге. Храм изначально проектировался как кафедральный, с галереей вокруг пресвитерия. Планировалось три нефа, но в результате получилось пять. Возможно, было бы еще больше, если б не гуситские войны, в 1420 году прервавшие строительство. Только несколько десятилетий спустя, в 1499 году, еще один известный мастер, Матей Рейсек, построивший в Праге Пороховую башню, возвел сетчатый свод над пресвитерием. Ныне его высота – 33 метра, снизу – завораживающий вид. Размеры собора на сегодняшний день – 70 метров в длину и 40 метров в ширину.

Витражи в соборе святой Варвары В первой половине XVI века, с 1512 по 1532 год, строительством собора руководил Бенедикт Рейт, создавший позднеготическую систему «лепестковых» сводов, тот самый, который спроектировал Владиславский зал в Пражском граде. В XVII-XVIII веках Кутна Гора, к тому времени еще готическая, начала приобретать барочные очертания, и новые веяния не могли пройти мимо доминанты города. Орган – это уже барокко, первая половина XVIII века, но «начинка» совсем новая. Состоит он из почти четырех тысяч труб и насчитывает 45 регистров. Кроме главного алтаря, обращают на себя внимание и алтари, расположенные по бокам, с конца XVII-начала XVIII века. В одном из них мы видим готическую Мадонну, 1380-го года «рождения» - самое древнее творение рук человеческих в соборе.

Собор святой Варвары (Фото: www.czechtourism.com)Собор святой Варвары (Фото: www.czechtourism.com) А вот и святая Варвара – покровительница горняков – с книгой в руках. Скульптура шахтера, которая находится на приличном расстоянии от святой Варвары, была сделана в 1700-м году. Горняк изображен в белом одеянии. Почему в белом? Всё просто: когда шахтеры спускались в забой, только белый цвет позволял им хоть немного, но различать друг друга при тогдашнем ничтожном освещении. На поясе горняка – кожаный фартук. Кожа неплохо скользит, и шахтеры пользовались этим, спускаясь на фартуках, словно дети с ледяной горки. Работали тогда много: шесть дней в неделю по 14 часов в день. В XVI веке кутногорские горняки спускались на глубину 500 метров – глубже всех в мире.

Очень интересные здесь витражи. Равно как и в соборе святого Вита в Праге, и создание местных витражей финансировалось купцами и позже – страховыми компаниями. На некоторых до сих пор остались названия и логотипы – своего рода реклама того времени. На большинстве витражей – фрагменты из жизни Иисуса Христа.

Кутна Гора (Фото: www.czechtourism.com)Кутна Гора (Фото: www.czechtourism.com) Свод над алтарем украшен множеством гербов, некогда принадлежавших городским ремесленникам, промышленникам и знати. Легко угадывается силезская орлица, да и чешский двухвостый лев присутствует почти повсеместно.

В центре алтаря над дароносицей красуется скульптурная композиция –«Тайная вечеря», по сторонам – по четыре скульптуры святых, справа – святая Варвара, слева – Дева Мария с младенцем Иисусом на руках. В храме хорошо сохранилась и позднеготическая живопись XV века. Неподалеку от алтаря – богатая коллекция фресок времен Вацлава IV. Прямо у входа, там, где сейчас находятся билетные кассы, в средние века находилось место, на котором во время мессы сидел палач. Несмотря на то, что он выполнял волю судей и правителей, меж людей в храме ему находиться не полагалось.

Деревянные скамьи с богатой резьбой датируются самым концом XVII века. На примере собора святой Варвары можно легко убедиться, как, с позволения сказать, экспонаты, взятые не только из разных мест, но и разных эпох, могут хорошо гармонировать и друг с другом, и с самим собором.

Просмотров: 150 | Добавил: mardis | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0